Тихоокеанский флот ВМФ России (pressa_tof) wrote,
Тихоокеанский флот ВМФ России
pressa_tof

Categories:

Удалённый взрыв

Оригинал взят у rochensalme в Удалённый взрыв
55 лет назад произошел взрыв на минном заградителе «Ворошиловск». Это одна из тех катастроф, устроенных советским военно-морским флотом, которая не только привела к гибели военных моряков, но и едва не переросла в масштабное техногенное бедствие, с большими жертвами среди гражданского населения.

30 октября 1950 года, в бухте Новик острова Русский, при выгрузке мин с корабля, от сильного удара о палубу загорелась и ворвалась донная мина АМД-1000. От последующего пожара и повторного мощного взрыва «Ворошиловск» затонул. Погибли двадцать моряков, береговые пожарные, десятки раненых, которые потом еще умирали в госпитале. По случайности не сдетонировали мины, уже лежащие на пирсе, а вместе с ними и огромный склад с тысячами тонн взрывчатки. На волоске была судьба не только острова Русский, но и всего Владивостока.
Эта трагедия является одной из самых малоизученных и окруженной молчанием в истории российского флота.

Безусловно, прямыми виновниками случившегося были матросы «Ворошиловска», которые допустили халатность при выполнении работ по выгрузке боезапаса и офицеры корабля, которые должны были руководить и контролировать безопасное выполнение этих работ, но которых в момент аварии на верхней палубе не было ни одного. Но после аварии такого масштаба, с потерей в мирное время корабля и гибелью большого количества людей, наказание вместе с экипажем «Ворошиловска» должны были понести также и флотское командование, по всей вертикали. Однако все закончилось тем, что были наказаны только выжившие моряки минзага, флотским начальникам все сошло с рук, а история про взрыв в бухте надолго покрылась завесой молчания.

Почему обстоятельства трагедии «Ворошиловска» стали такими секретными?
Очевидно, все дело в личности командующего тихоокеанским флотом (5 -м  ВМФ), которым в то время являлся Н. Г. Кузнецов, незадолго перед этим снятый с должности наркома ВМФ и отправлен на Дальний Восток, после странного процесса по «Делу четырех адмиралов».(1)

После случившегося взрыва, Кузнецов, как человек обладающий огромным опытом и талантом флотоводца, сразу же отправил телеграмму Сталину, в которой объяснил, как все произошло. Реакции никакой не последовало. Почему вождь оставил безнаказанными командование 5 – м ВМФ во главе с Кузнецовым, остается только догадываться. Возможно, это связано с тем, что в это время у Сталина возникли серьезные претензии к работе Юмашева на посту министра ВМФ из-за того, что тот не меру выпивал, и вождь уже прикидывал, кем его можно заменить. И если это будет снова Кузнецов, то произошедшее нужно было закрыть глаза.

Дальше - дело все того же опыта. Поняв, что виновным он не будет, Кузнецов решил расследовать инцидент так, как он сам считал нужным. На время приезда московской комиссии, он убыл по пунктам базирования, а материалы расследования комиссии 5-го ВМФ, под председательством начальника штаба Касатонова, приказал никому не показывать.

По выводам местной комиссии, причиной взрыва стало несовершенство мины АМД и непригодность «Ворошиловска» для постановки этих мин. Это несмотря на тот факт, что «Ворошиловск», в предыдущем 1949 году, получил высшую награду, даваемую кораблям в мирное время – приз Морского министра, таким образом, он был лучшим кораблем своего класса во всем советском Военно-Морском Флоте.  Да, корабль был не специальной постройки, но до этого дня он выполнял задачи по минных постановках, выгружал и загружал мины тысячами. И именно командование 5-го ВМФ представило «Ворошиловск» министру на присвоение звания лучшего корабля.

Московская комиссия сделала заключение, что взрыв произошел по вине экипажа, из-за низкой дисциплины и плохой организации авральных работ. Но ни та ни другая комиссии, вины в происшедшем со стороны командования 5-м ВМФ, не нашли.

После того, как похоронили погибших и наказали виновных, судьба Кузнецова сделала очередной «крутой поворот»(с). Всего через 15 дней после взрыва он был награжден орденом Красного Знамени с формулировкой  «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (и всего через два с половиной года после признания его виновным в шпионаже), а в следующем году, получив очередное воинское звание «вице-адмирал» и Орден Ленина, уехал в Москву, назначенный на должность Морского министра, не оставив в память о погибших, даже памятника.

Через некоторое время
сравняли с землей холм Братской могилы погибших, а о случившемся на острове Русский надолго забыли.
Только в 90-х годах п.с. сведенья об обстоятельствах гибели «Врошиловска» стали появляться в публикациях.

Рассказывает об этой катастрофе в некоторых своих
работах и кап. 1-го ранга В. Шигин. У него читаю:

«Матросы и офицеры «Ворошиловска» сделали все, что было в их силах. Они вступили в борьбу со смертью и не отступили. Жертвы их были не напрасны, а цена свершенного подвига — тысячи жизней и спасенный Владивосток».

Вот как получается, матросы и офицеры «Ворошиловска» спасли Владивосток и его жителей. Думаю, правильнее было бы сказать, что они, вместе с командованием тихоокеанским флотом, этот город, вместе с его жителями, едва не угробили.

Через пять лет после этой трагедии, ВМФ СССР, под командованием Н.Кузнецова, потрясет очередной взрыв, на
линкоре "Новороссийск". Замолчать эту историю было уже не возможно.

Примечания.
(1) - В то время на Тихом океане были образованы 5-й и 7-й флоты. 7-й – Северотихоокеанский, 5-й с главной базой во Владивостоке.

Использованы материалы из работ В. Шигина и др.



Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment